Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Мой сайт
Воскресенье
19.5.2024
16:01
Приветствую Вас Гость | RSS ВходРегистрацияГлавная
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Февраль » 27 » Могилева
04:53
 

Могилева

Александр Фёдорович ЦвиликНедавно в Могилёве прошла коллегия Областного управления образования. На ней подводились итоги работы, вручались награды коллективам-победителям, лучшим педагогам. Была отмечена и Могилёвская городская гимназия № 1. Решением управления образования она признана лучшей гимназией нашего региона по итогам работы 2010 г. Мы предлагаем Вам интервью с директором этого учреждения образования Александром Фёдоровичем Цвиликом.

— Александр Фёдорович, думаю, не будет преувеличением сказать, что гимназия, которой Вы руководите, для города имеет большое значение. Многим могилевчанам, в том числе и мне, она дала путёвку в жизнь. Встречаетесь ли Вы с выпускниками? Следите ли за их судьбой?
— Встречаться с выпускниками для меня всегда большая радость. Я горжусь ими всеми и называю их «мои дети». И это не пустые слова, не какая-то расхожая фраза. Я действительно так отношусь к бывшим и нынешним гимназистам. Почему так? Во-первых, я ответственен за всех, кто к нам пришел. Это бесспорно! Руководитель учреждения образования должен отвечать за всё — а главное, за будущее своих учеников.

Александр Фёдорович ЦвиликКогда говорят о выпускниках, прежде всего, вспоминают успешных, знаменитых людей. Так вот, знаменитостей в гимназии пока нет. Не успели ещё гимназисты войти в историю. Ведь учреждение наше ещё юношеского возраста. Хотя, я уверен, всё ещё впереди! Но не это, наверное, главное... Важно другое — то, насколько востребованы наши выпускники, насколько они смогли себя реализовать. Отмечу, что все-таки подавляющее большинство гимназистов нашли свое место в жизни. Есть среди них и те люди, о которых уже можно сказать, что они успешные.

Это и наш выпускник, руководитель ЦГИСа Александр Павлович Селезнев, и глава фирмы «Гарант» Алексей Михайлович Голодников. Они и на экранах, и на страницах газет, да и предприятия их динамично развиваются. Вот вам примеры успешных выпускников! И когда я вижу, что мои ученики востребованы, не скрою — испытываю очень приятное чувство. Ведь их успех — свидетельство и нашей состоятельности, того, что мы не зря работаем.

Александр Селезнев— Если говорить о воспитании подрастающего поколения, есть ли для вас нечто «краеугольное», то, что можно считать профессиональным педагогическим кредо?
— Во главу угла я всегда ставлю семейное воспитание. Уверен: именно семья закладывает основы нравственности и морали, формирует мировоззрение. Семья для ребёнка — фундамент всей его последующей жизни. Но и без школы ребёнку не обойтись! Идеальный вариант, когда они друг друга дополняют, решают проблемы воспитания вместе.

Почему я об этом говорю? Иногда приходится видеть разрыв между школой и семьёй. Школа даёт ребёнку позитив — развивает в нём желание учиться, заниматься спортом, и если семья не поддержит учителей, не поможет закрепить знания, полученные на уроке, ребёнку будет очень нелегко двигаться вперёд, идти рядом со сверстниками.

И, наоборот, если в семье закладываются хорошие основы, мы — учителя — должны их замечать в ребёнке и развивать. Без связи «семья — школа» воспитание невозможно! Обратимся, в качестве примера, к актуальной проблеме правонарушений. Почему они происходят? Кто виноват? Ведь ни один учитель, ни один директор не говорит ученику: поступай плохо! С другой стороны, увы — ни один учитель не может полностью оградить своих учеников от реальной жизни. Я часто говорю гимназистам: «Я не могу завязать вам глаза. Вы будете видеть пьянство, хулиганство... Однако важно здесь то, как вы на всё это отреагируете». Ещё более важно иметь внутренние глубокие убеждения, принципы, которые помогут сделать правильный выбор.

Именно в формировании этих принципов без семьи учителю не обойтись. Бывает, случаются проблемы. Вместе с родителями мы пытаемся разобраться в ситуации. Чаще всего, школе и семье приходится вместе бороться с «улицей», а точнее — с тем негативом, который иногда присутствует на ней и который влияет на неокрепшую душу ребёнка. Всегда так было...

В этом случае, обращаясь к родителям, я говорю: «Учтите: если вы не будете с ребенком общаться, если не будете ему уделять внимание, то его подхватит улица. Ему там станет интереснее». Я всегда задаю одни и те же вопросы: «Звонит ли ребенок к вам на работу? Спрашивает, когда вы придёте? Он вас торопит? Он вас ждет? А знаете, почему он не звонит? Потому, что он рвётся на улицу. Здорово, если там хорошие друзья, а если нет? Когда рёбёнку хочется вас видеть, когда он желает с вами общаться, на улицу он не пойдёт! А если он большую часть времени проводит вне дома, задумайтесь...».

Родители очень часто сами отталкивают детей. Приходят с работы, им хочется отдохнуть. Всё это понятно, но ведь и отдыхать можно вместе: в конце концов, можно вместе посмотреть телевизор, обсудить домашние дела, поужинать. Ведь каждому найдётся, что сказать. Ребёнок, может быть, сегодня сделал доброе дело и хочет рассказать вам об этом. Выслушайте его, и он будет знать — папе и маме небезразлична его жизнь. Необходимо шаг за шагом подводить ребенка к пониманию того, что в жизни надо быть не только потребителем, важно и самому что-то создавать. Сегодня это — участие в проблемах соседа по парте, завтра — участие в делах класса, учебного заведения, решение каких-то бытовых вопросов.

Если всё общение с ребенком сводится к банальной проверке дневника, то такое воспитание неэффективно. Со временем ребенок научится обманывать, приспосабливаться. Он поймёт: если откровенно сказать о том, что у него есть проблема, значит, ситуация будет не очень приятной. Значит, надо словчить, скомбинировать, сказать неправду. В семье должен быть хороший пример со стороны родителей. Позитив школа подхватит и постарается развить. Одной школе не справиться! Мы, например, говорим ребенку о каких-то нравственных ценностях, а ребенок дома видит иную картину. Он сидит на уроке, ему об этом говоришь, а он думает: а у меня же дома по-другому!

Расскажу о реальном случае. Возле гимназии строился торговый центр. Как и положено, его обнесли забором. Однажды стал свидетелем такой картины: отец идет с работы, а рядом с ним — ребенок, ученик 5 или 6 класса. Отец отрывает от забора одну доску, затем — вторую. Последнюю отдаёт сыну. И вот так они вдвоём (с трофеями) уходят домой. Случай красноречивый! Отец преподал «хороший» урок сыну! Наглядный! Послезавтра сын это повторит. Научить его чему-то доброму на уроке будет уже сложно! Влияние семьи всегда сильнее.

Александр Фёдорович Цвилик— Но ведь бывали случаи, когда, например, из семьи алкоголиков выходили хорошие люди, которые и находили своё место в жизни, и достигали определённых результатов...
— Конечно! Такие дети есть. Семья не всегда предопределяет судьбу ребёнка. Ведь послевоенные поколения детей жили без отцов, а иногда — и без матерей. Но большинство из этих людей нашли свою дорогу в жизни. Окружающая среда была позитивной — она и повлияла на будущее этих ребят.

Да и моё детство нельзя назвать безоблачным. Отец умер, когда мне было 8 лет. Растила меня мать. На улице соблазнов было много. Я бы мог тоже сделать неправильный выбор, но как-то обошлось... Уважение и любовь к матери были очень сильными. Они и позволили мне стать тем, кем я стал. Т.е. отношение родителей к ребенку формирует самого ребёнка. Любовь и внимание воздаются сторицей!

Александр Селезнев— Александр Фёдорович, не больно от того, что, например, в СМИ или обществе в современную школу бросают камни? Мол, не так учат, не так воспитывают...
— Признаюсь, очень обидно, когда в газете читаешь голую статистику: мол, школа такая-то, директор такой-то... правонарушений столько-то. А почему не назвать родителей юных правонарушителей? Почему не назвать директора предприятия, на котором они работают? Неужели трудовой коллектив не может воздействовать на нерадивого родителя? Почему всё должна делать только школа? Да, мы должны воспитывать, учить, бить тревогу в случае необходимости, но ведь если в трудовом коллективе равнодушны к тому, что родители подают плохой пример своим детям (пьют, дебоширят), школа часто оказывается бессильной.

Сегодня люди дорожат работой. Если бы мастер или начальник участка вызвал нерадивого отца и сказал: «У твоего сына проблемы! Как ты их решаешь?» Наверняка это возымело бы действие. Я знаю, что скажет руководитель предприятия: это не мое дело, у меня 1000 других вопросов. Для воспитания существует школа. Но школа ведь тоже не всемогуща! Сегодня нам особенно нужна помощь со стороны общества. Ведь воспитание — дело общее, государственно значимое.

— А если не иметь в виду дебоширов и пьяниц, в чём Вы видите главную проблему современной благополучной семьи (скажем, среднего достатка)?
— Отмечу, что большинство родителей понимают и свою роль в воспитании ребёнка, и роль школы. Однако очень многие ссылаются на то, что слишком заняты, что им приходится зарабатывать «на хлеб». Обычно можно услышать: «Я же для него все делаю! У него все есть!». Такие родители не понимают, что материальный достаток — ещё не всё! Если нет понимания, родительского тепла, то в богатстве, дорогих вещах особого прока нет. Ребенок рано или поздно становится подростком. Это очень «ершистый» возраст. Подростки считают, что только они правы, что все вокруг консерваторы, что их никто не понимает и т.д. И родители, которые заботятся лишь о материальном достатке, этот момент пропускают. В семье возникает непонимание между детьми и родителями. А это уже проблема.

Тогда родители идут в школу, обращаются за помощью. И мы, конечно, не остаёмся в стороне... Но задача наша существенно осложняется — по сути приходится возвращать ребёнка в семью, налаживать психологическую связь между родителями и детьми. А это очень длительный процесс! Приходится перевоспитывать и родителей! Бывает и такое! Объясняем им, казалось бы, очевидные вещи, говорим о любви, взаимном уважении... И многие понимают, получается интересный диалог.

— Александр Фёдорович, в завершение интервью — несколько слов, пожеланий современному руководителю. Уверен, Ваш опыт для молодых коллег окажется бесценным...
— Токарь, слесарь уходят с работы и забывают обо всех проблемах. Труд руководителя — иной! Расслабляться нельзя! Даже наедине с собою думаешь о работе! К любой проблеме я отношусь как к своей собственной. Это касается всего — людей, материальной базы... Я стараюсь вникать, не упускать деталей, нюансов. Стараюсь не строить новые планы, не решив старые проблемы. Кому-то они кажутся малозначимыми, а я, работая уже 29 лет, знаю наверняка: пустяков в работе руководителя не бывает.

Хотя уже неоднократно убеждался — всё учесть невозможно! Ведь приходится работать не с машинами, а с живыми людьми, с детьми. Школа — это живой организм! Руководитель несёт ответственность за всё! И об этом важно помнить! Но и советоваться с людьми также необходимо. «Выслушать всех — и принять решение!», — вот, пожалуй, моё кредо как руководителя.

— Что ж, спасибо за интересный и содержательный диалог!
— Спасибо вам. Всего доброго!

Беседовал директор МГКУП «ЦГИС» Александр Селезнев


Александр Фёдорович Цвилик и Александр Селезнев
Просмотров: 2340 | Добавил: ebrill | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz